Самоанализ Бузенковой Л.Н.
19 апреля 2015
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЯ
Каковы основания Вашего выбора рабочей программы? На основании какой основной общеобразовательной программы ДОО и какого ( - их) УМК она составлена? Какое приоритетное направление в своей работе Вы выбрали?
ООП МКДОУ «Детский сад ОВ №1», созданная коллективом детского сада, разработана на основе основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой и других, которые сочетаются с передовыми технологиями: развивающими играми В.Воскобовича, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, методикой ТРИЗ, методикой Базарного, гибким режимом в каникулярное время. Цель нашей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование разносторонне развитой личности с учетом его физического, психического развития и индивидуальных возможностей.
Какие индивидуальные методические разработки Вы используете в процессе реализации образовательной программы?
В процессе реализации образовательной программы использую следующие индивидуальные методические разработки: календарно-тематическое планирование в средней группе, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, интегрированные занятия с нетрадиционной техникой в средней группе. Используем программу О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой «Истоки русской народной культуры», модернизированную программу Л.И.Пензулаевой «Физическое воспитание в детском саду», Т.С.Поповой и И.В.Ролдухиной «Традиции моего народа, моей семьи».
Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов?
Работа по созданию методических и дидактических материалов включает в себя:1) изучение методической литературы по теме и передового педагогического опыта; 2) анализ продуктивной деятельности детей; 3) разработка плана создания методического и дидактического материала; 4) создание индивидуальной разработки и применение ее на практике; 5) анализ полученных результатов; 6) коррекция. Я изготовила магнитную игру с рыбками для занятия «Этот удивительный магнит», дидактические игры: «Накормите животных», «Слоговое лото», «Вставь пропущенную букву», «Мышки и сыр», развивающую игру с использованием ТРИЗ «Салат из сказок», «Прозрачный квадрат» и «Волшебные квадраты» (по В.Воскобовичу), составлена картотека словесных игр, оформлено много консультаций как для родителей, так и для методкабинета. Отдельной папкой оформлена «Азбука здоровья для родителей» на самые разнообразные и интересные темы. В группе создана «Поэтическая тетрадь», которая постоянно пополняется новинками. Материалами этой папки мы пользуемся при подготовке к праздникам.
Кратко изложите свои методы решения сложных педагогических ситуаций.
При решении любой сложной педагогической ситуации необходимо определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. Например, ребенок лжет, обманывает. При обнаружении факта обмана обсуждаю с ребенком ситуацию и объясняю дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей. Если ребенок одинок, замкнут, вспыльчив или раздражителен, с помощью индивидуальных бесед помогаю ему избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, во время которых объясняю, как можно их сгладить и преодолеть. В группе стараюсь хвалить, подчеркивать положительные качества таких детей, стремлюсь создать дружескую атмосферу в детском коллективе, постоянно занимаюсь изучением индивидуальных особенностей своих воспитанников. При необходимости провожу беседы с родителями или обращаюсь за помощью к психологу нашего детского сада.
Раздел II.
Какие виды целей и задач Вы ставили на каждом из этапов непосредственной образовательной деятельности (НОД?
На каждом этапе непосредственной образовательной деятельности я ставлю следующие виды целей и задач:1) обучающие - формировать ( навыки счета или представления о причинно-следственных связях между природными явлениями), расширять (представления о дружбе), учить (моделировать), закреплять (названия зимней одежды), активизировать (мыслительную деятельность), обогащать (словарный запас), совершенствовать (основные виды движений); 2) развивающие – развивать (координацию движений, наблюдательность, фантазию, диалогическую речь, навыки общения со сверстниками, логическое мышление, смекалку, память, связную речь), закреплять (навыки метания в горизонтальную цель); 3) воспитательные – воспитывать (заботливость, ответственность, доброжелательное отношение друг к другу), приобщать, побуждать, формировать (социально-коммуникативные качества: сотрудничество, гибкость, терпимость), способствовать (эмоциональному благополучию и комфорту детей).
Кратко охарактеризуйте приёмы работы с родителями воспитанников, применяемые Вами.
Приемы работы с родителями самые разнообразные. Это и родительские собрания, беседы, консультации, тестирование, анкетирование. Также практикую совместные праздники, занятия, выставки рисунков, поделок, стенгазет. Родители участвуют в театрализованных представлениях, проектной деятельности.
Кратко изложите методы организации индивидуальной и совместной деятельности воспитанников, используемые Вами в НОД и режиме дня.
В НОД я использую следующие методы организации индивидуальной деятельности воспитанников:1) метод дифференциации (распределяю задания с разным уровнем трудности, учитывая возможности детей); 2) выполнение творческого задания (ребенок проявляет фантазию, итоговый результат разнообразен и неповторим); 3) организую дежурство. В режиме дня индивидуальная деятельность детей:1) беседа на интересующую и волнующую ребенка тему; 2) поручения с целью побудить ребенка проявить свои трудовые навыки; 3) индивидуальная работа по ФЭМП, развитию речи, художественному творчеству. Привлекаю ребенка с целью закрепить его знания, полученные в НОД в той или иной области. Совместную деятельность воспитанников в НОД организую:1) в форме групповых занятий; 2) в форме занятий по подгруппам. Совместная деятельность детей в режиме дня:1) подвижные игры; 2) сюжетно-ролевые игры; 3) строительные игры; 4) организация свободной деятельности детей. Использую беседы, разговоры, экскурсии, рассматривания, наблюдения. Наблюдение и рассматривание – это внешние выражения совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей. В процессе наблюдения познавательно-исследовательская деятельность может интегрироваться с общением, в процессе рассматривания – с чтением (восприятием) художественной литературы, коммуникативной деятельностью. Все формы носят интегративный характер, т.е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей. Например, игра является основной формой для развития совместной игровой деятельности взрослого и детей, но также успешно используется для развития двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности. Наша задача – грамотно конструировать образовательный процесс, согласовывая и интегрируя различные виды детской деятельности и формы, в которых они осуществляются. Как метод, использую педагогические ситуации, в которых дети решают ту или иную проблему, а воспитатель активизирует их самостоятельность и помогает приобретать новый опыт. Детям нравится коллекционирование, которое может использоваться при реализации практически всех образовательных областей. Сейчас мы в средней группе собираем фигурки из киндерсюрпризов.
Раздел III.
Какие приемы (вербальные и невербальные) Вы используете для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения в рамках НОД и в режиме дня?
- Для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения я использую следующие вербальные приемы: беседа, напоминание, просьба, вопрос, указание. В невербальных приемах применяю взгляд, жесты, мимику. Использую здоровьесберегающие технологии (уроки Мойдодыра, уроки Айболита), коррекционные технологии (технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика), технологии обучения ЗОЖ (проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье»), технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксации, различные гимнастики). Провожу игры на снижение агрессии «Два барана», «По кочкам», «Час тишины и час «можно».
Игры на повышение уверенности в себе: «Нарисуй свой страх, победи его», «Жмурки», «Качели».
Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения: «Шишки», «Холодно-жарко», «Муравей», «Солнечный зайчик», «Пчелка».
Развивающие игры для гиперактивных детей: «Скучно-скучно так сидеть», «Шапка-невидимка» (развитие внимания), «Вот так позы» (развитие зрительной памяти), «Последовательные картинки» (развитие мышления), «Подскажи молча» (тренировка выдержки), «Тень» (развитие наблюдательности).
Двигательные игры-разминки: «Напряглись-расслабились», «Черепаха», «Рисуем круги», «Ладушки».
Игры, развивающие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: «Глаза в глаза», «Встреча эмоций», «Как ты себя чувствуешь?».
Раздел IV.
Кратко изложите свою систему мониторинга усвоения детьми программного материала и формирования интегративных качеств.
Мониторинг осуществляю на основе образовательной программы и годового плана ДОУ. В работе по проведению мониторинга использую следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, сравнительный анализ. Осуществляю в ходе мониторинга следующие этапы: 1) организационно-подготовительный; 2) диагностический; 3) аналитико-прогностический; 4) коррекционно-образовательный; 5) результативно-аналитический.
Каким образом Вы учитываете возрастные и индивидуальные особенности воспитанников при организации их совместной и самостоятельной деятельности?
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников при организации их совместной и самостоятельной деятельности учитываю проведением психолого-педагогического анализа следующим образом:1) развивающую среду организую таким образом, чтобы учесть возрастные особенности группы; 2) учебный материал подбираю с учетом возраста детей; 3) использую дифференциацию, то есть подбираю уровень сложности заданий с учетом индивидуальных возможностей детей; 4) подвижные игры применяю с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; 5) тематика сюжетно-ролевых игр меняется.
Раздел V.
Каким образом Вы повышаете свою профессиональную компетенцию (тема для самообразования в последние 3 года?
Свою профессиональную компетенцию повышаю следующим образом: чтением методической и педагогической литературы, участием в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами; обзором в интернете информации по разным темам. Систематически посещаю курсы повышения квалификации, участвую в общероссийских конкурсах, размещаю свои разработки на сайтах в интернете (ссылка на страницу: http://www.) и на сайте нашей образовательной организации. Тема по самообразованию в последние 3 года - «2012-2013 год «Индивидуальный подход в воспитании ребенка»; 2013-2014 и 2014-2015 годы – «Ребенок и книга».
Раздел VI.
Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки воспитанников.
Основными методами эмоционального сопереживания и поддержки воспитанников считаю:1) беседа в трудной для ребенка ситуации, желание понять причину эмоционального переживания; 2) доброе слово, поддерживающее начинания детей; 3) привлечение ребят к проблеме одного ребенка, желание вызвать у них сочувствие, желание поддержать; 4) поддерживающие слова, если ребенок боится, что у него ничего не получится; 5) беседа с родителями, чтобы глубже понять причину детских переживаний.
Какие требования к самодисциплине воспитателя Вы считаете важными и как Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности?
Считаю важными следующие требования к самодисциплине:1) соблюдение последовательности режимных моментов; 2) соблюдение трудовой дисциплины; 3) уважительное взаимоотношение с коллегами; 4) соблюдение санитарно-гигиенических норм; 5) следить за внешним видом; 6) использовать грамотную речь; 7) систематически заниматься самообразованием.
На основании каких принципов стараетесь строить свои взаимоотношения с коллегами?
Свои взаимоотношения с коллегами стараюсь строить на следующих принципах:1) уважение; 2) взаимопонимание; 3) поддержка; 4) помощь; 5) ответственность; 6) обмен опытом; 7) коллегиальность.
Были ли в межаттестационный период обоснованные письменные жалобы на Вашу деятельность со стороны родителей воспитанников, взыскания администрации?
Письменных жалоб на мою деятельность со стороны родителей воспитанников, взысканий администрации не было.